Статьи

Рекомендации по эксплуатации дизель-генераторной установки жидкостного охлаждения (ЧАСТЬ I)

Настоящие рекомендации обобщают инструкции по эксплуатации дизельных двигателей, генераторов переменного тока и панелей управления ДГУ различных марок и относятся к ДГУ жидкостного охлаждения контейнерного, капотного (в кожухе) и открытого исполнений.

1. Определения и область действия

1.1. Основные термины и сокращения

ДГУ - Дизель-генераторная установка. Обычно включает в себя дизельный двигатель, генератор переменного тока и панель управления.
ДЭС - Дизельная электростанция. ДГУ с комплексом внешних систем – топливной, охлаждающей, электрической.
ПУ - Панель управления. Специализированный компьютер для автоматизации процесса эксплуатации ДГУ (в данном случае Comap MRS 15).
ХХ - Холостой ход – работа установки без нагрузки либо с незначительной нагрузкой. Обороты ХХ – пониженные (по отношению к номинальным 1500 об/мин) обороты двигателя.
ОЖ - Охлаждающая жидкость.
АКБ - Аккумуляторная батарея.
ТО - Техническое обслуживание. Комплекс организационных и технических мероприятий по поддержанию ДГУ в работоспособном состоянии.
СН - Собственные нужды. Для ДГУ, как правило, подогрев ОЖ и подзаряд АКБ от сети. Для контейнера в собственные нужды входит все установленное электрооборудование.
ЩСН - Щит собственных нужд. Предназначен, как правило, для распределения электроэнергии на СН ДГУ и контейнера.
ДУ - Дистанционное управление.
ПДУ - Пульт дистанционного управления. Это может быть как «аппаратный» пульт с лампами и тумблерами, так и специализированное программное обеспечение, предоставляющее доступ к удаленному управлению панелью управления дизель-генератора.
ГСМ - Горюче-смазочные материалы – моторное масло, дизельное топливо.
Аренда ДГУ - Использование в электроустановке дизель-генераторов, не состоящих на балансе собственника электроустановки. Могут применяться и как основной источник питания, и как резервный (аварийный) источник.

1.2. Область действия рекомендаций

Настоящие рекомендации обобщают инструкции по эксплуатации дизельных двигателей, генераторов переменного тока и панелей управления ДГУ различных марок и относятся к ДГУ жидкостного охлаждения контейнерного, капотного (в кожухе) и открытого исполнений. В случае разночтений и неясностей следует отдавать предпочтение документации на конкретную установку или изделие. Настоящие рекомендации предназначены для общего ознакомления с процессом эксплуатации ДГУ и не отменяют необходимости тщательного изучения и соблюдения инструкций по эксплуатации конкретных изделий, входящих в состав ДГУ.

2. Общие принципы эксплуатации ДГУ

2.1. Запуск и остановка ДГУ

Запуск и остановка ДГУ может осуществляться в ручном (с ее панели управления) и автоматическом (по команде оператора с пульта дистанционного управления) режиме.

2.1.1. Автоматический режим

Запуск ДГУ осуществляется на холостом ходу, то есть при отключенной (например, автоматом ДГУ) нагрузке. Запрещен запуск ДГУ с подключенными потребителями, так как это может привести как к выходу из строя двигателя, так и к порче электрооборудования потребителей. В автоматическом режиме запуск и остановка осуществляется при минимальном участии оператора – по переводу ключа ПДУ в положение «Пуск».
Примечание: для того, чтобы ПУ выполняла команды с некоторых проводных ПДУ, она должна находиться в автоматическом режиме («АВТО», «AUTO»).
Программное обеспечение удаленного доступа, как правило, позволяет запускать дизель-генератор аналогично (вплоть до мнемосхемы) ее панели управления. Следует отметить, что на резервных ДГУ из соображений надежности электроснабжения не устанавливается блокировка включения при пониженной температуре двигателя - нормальный температурный режим запуска ДГУ должен поддерживаться, согласно инструкций по эксплуатации двигателя, постоянно – температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в диапазоне 40-60 ºC. Требуемая температура обеспечивается, как правило, подогревателем охлаждающей жидкости и поддержанием в помещении ДГУ температуры воздуха не ниже 5 ºC.
  • Панель управления допустимое для данного двигателя число раз (3–5) прокрутит вал двигателя с запрограммированными интервалами на охлаждение стартера, в результате чего ДГУ должна запуститься.

  • После запуска двигатель некоторое время прогревается на оборотах холостого хода (IDLE) либо на номинальных оборотах (NOMINAL).

  • После прогрева двигатель (если разогревался на IDLE) выходит на номинальные параметры частоты и напряжения (на номинальные обороты 1500 об/мин.) на ПДУ отражается сигнал «Готовность» - внимание – только после формирования этого сигнала к ДГУ допустимо присоединять электро-приемники, несоблюдение этого правила может нанести ущерб как ДГУ, так и электро-приемникам.

Если возникла необходимость остановить ДГУ, работающий в автоматическом режиме, при помощи локальной панели управления (принудительно), следует снять с ДГУ нагрузку выключением соответствующих коммутационных аппаратов, дать ему проработать минимум 5 минут на ХХ, затем перевести панель управления в ручной режим работы и нажать кнопку "Stop". Не следует нажимать кнопку "Stop" в автоматическом режиме - в этом случае может произойти аварийная (без охлаждения) остановка ДГУ.

Остановка ДГУ в автоматическом режиме производится по команде с дистанционного пульта. В этом случае гаснет лампа «Готовность» и двигатель уходит на обороты холостого хода для охлаждения (5 минут), после чего останавливается. Лампа «Пуск ДГУ гаснет.
2024-04-08 18:06