Статьи

Рекомендации по эксплуатации дизель-генераторной установки жидкостного охлаждения (ЧАСТЬ II)

управление ДГУ
Инструкции по эксплуатации дизельных двигателей, генераторов переменного тока и панелей управления ДГУ различных марок и относятся к ДГУ жидкостного охлаждения контейнерного, капотного (в кожухе) и открытого исполнений.

1.1. Запуск и остановка ДГУ

1.1.2. Запуск ДГУ в ручном режиме управления

Запуск ДГУ осуществляется на холостом ходу, то есть при отключенной (например, автоматом ДГУ) нагрузке. Запрещен запуск ДГУ с подключенными потребителями, так как это может привести как к выходу из строя двигателя, так и к порче электрооборудования потребителей. Перед запуском следует по показаниям измерительных приборов панели управления убедиться, что температура охлаждающей жидкости (ОЖ) составляет не менее разрешенной инструкциями по эксплуатации двигателя.

Обязательно перед запуском следует убедиться в наличии топлива, охлаждающей жидкости и, особенно, масла. Следует отметить, что пуск двигателя с недостаточным уровнем масла может привести к быстрому выходу его из строя.

Запуск в ручном режиме следует осуществлять согласно инструкции по эксплуатации ПУ. Панель управления осуществит допустимое количество прокруток с необходимыми задержками на охлаждение стартера. В том случае, если ДГУ не запустился с первой попытки (включающей в себя 3-5 «прокруток» стартером) с сообщением «Запуск не удался» (в случае иной аварии следует действовать согласно инструкций по эксплуатации), то следует не менее, чем через 5 минут предпринять вторую попытку, прокачав топливо (и удалив воздух) в топливной системе в соответствии с инструкцией по эксплуатации двигателя. Если же и вторая попытка запуска не приводит к успеху, то следует принять меры к устранению проблемы.

Во время прокруток следует особое внимание уделить контролю за давлением масла в системе, так как автоматическая блокировка на время запуска отключается.

1.1.3. Прием нагрузки в ручном режиме управления

  • Подключение к ДГУ нагрузки следует осуществлять включением коммутационных аппаратов (например, автомата ДГУ).
  • Прием нагрузки осуществляется при температуре охлаждающей жидкости не менее 40 ºC (оптимально – от 60-ти). В том случае, если ДГУ запущен при более низкой температуре, следует прогреть его до 60 ºC на ХХ (без нагрузки).
  • Подключение нагрузки рекомендуется осуществлять частями, не превышающими 50% номинальной мощности ДГУ.

1.1.4. Остановка ДГУ в ручном режиме управления

Остановку ДГУ следует осуществлять после охлаждения ОЖ до температуры ХХ. Для этого следует отключить нагрузку коммутационными аппаратами и дать ДГУ поработать вхолостую (без нагрузки) не менее 5 минут. После снижения температуры следует остановить ДГУ согласно инструкции по эксплуатации панели управления.

Внимание: нельзя использовать для остановки работающей под нагрузкой ДГУ кнопки аварийной остановки, если нет на то веских причин! Ознакомьтесь, пожалуйста, с соответствующим разделом.

2.2. Кнопки аварийной остановки

Кнопки аварийной остановки («Emergenсy Stop») предназначены для экстренной остановки двигателя (при угрозе жизни человека, существенной технической неисправности, пожаре). Следует помнить, что эти кнопки останавливают двигатель мгновенно, без охлаждения - их использование при работе двигателя под нагрузкой допустимо только при угрозе жизни человека, серьезной технической неисправности ДГУ либо при пожаре. Каждая аварийная остановка неохлажденного двигателя вызывает повышенный износ, необратимо снижающий моторесурс всей установки!

Допускается использование кнопок аварийной остановки для блокировки возможности запуска неработающего двигателя - например, перед проведением технического обслуживания, при выполнении работ на вращающихся при работе частях и т.п.

2.3. Особенности эксплуатации резервных ДГУ

Резервным называется режим эксплуатации, при котором ДГУ включается в работу только на время отсутствия основного источника электроснабжения (как правило, промышленной сети). Резервируются, как правило, потребители электроэнергии, длительный простой которых вызывает значительные неблагоприятные последствия. Такое применение предъявляет к ДГУ ряд жестких требований - гарантированный запуск из автоматического режима, быстрый прием 100% нагрузки, отсутствие ложных срабатываний защитных устройств, способность сохранять готовность к запуску длительное время без контроля со стороны персонала.

Для гарантированного запуска и быстрого приема нагрузки основным фактором является температура двигателя. Она должна поддерживаться автоматически - это достигается (как правило) установкой подогревателей охлаждающей жидкости и поддержанием в помещении ДЭС температуры воздуха не менее 15 градусов. В плане обеспечения гарантированного запуска системы обогрева ДГУ следует дублировать - так, контейнерная ДЭС надежнее ДГУ в кожухе именно благодаря наличию двух систем подогрева – подогревателя ОЖ и системы обогрева самого контейнера.

Важным аспектом поддержания работоспособности резервных ДГУ является периодическое тестирование. Тестирование в данном случае означает запуск ДГУ на короткое время с целью прокачки топливной и масляной систем, а также комплексной проверки всех систем дизель-генератора и выполняется при длительных (более указанных интервалов) простоях. Предпочтительным является тестирование под нагрузкой (не менее 75% номинальной мощности дизель-генератора), однако допускается и тестирование на холостом ходу (но на номинальных оборотах), если обеспечение нагрузки технически невозможно.
Для обеспечения гарантированных запусков замену АКБ стартерной группы рекомендуется осуществлять раз в три года.

Внимание! Отключение АКБ от сети ДГУ можно осуществлять только при остановленной ДГУ и при отключенном питании СН ДГУ!

ТО резервных ДГУ следует осуществлять не реже одного раза в месяц и после каждого автоматического включения. Объем ежемесячного ТО определяется инструкциями по эксплуатации оборудования и включает, как правило, проверку уровней топлива, масла и ОЖ; проверку отсутствия их утечек; уход за АКБ.