Статьи

Рекомендации по эксплуатации дизель-генераторной установки жидкостного охлаждения (ЧАСТЬ I)

дизель генераторы
Настоящие рекомендации обобщают инструкции по эксплуатации дизельных двигателей, генераторов переменного тока и панелей управления ДГУ различных марок и относятся к ДГУ жидкостного охлаждения контейнерного, капотного (в кожухе) и открытого исполнений.

1. Определения и область действия

1.1. Основные термины и сокращения

ДГУ - Дизель-генераторная установка. Обычно включает в себя дизельный двигатель, генератор переменного тока и панель управления.
ДЭС - Дизельная электростанция. ДГУ с комплексом внешних систем – топливной, охлаждающей, электрической.
ПУ - Панель управления. Специализированный компьютер для автоматизации процесса эксплуатации ДГУ (в данном случае Comap MRS 15).
ХХ - Холостой ход – работа установки без нагрузки либо с незначительной нагрузкой. Обороты ХХ – пониженные (по отношению к номинальным 1500 об/мин) обороты двигателя.
ОЖ - Охлаждающая жидкость.
АКБ - Аккумуляторная батарея.
ТО - Техническое обслуживание. Комплекс организационных и технических мероприятий по поддержанию ДГУ в работоспособном состоянии.
СН - Собственные нужды. Для ДГУ, как правило, подогрев ОЖ и подзаряд АКБ от сети. Для контейнера в собственные нужды входит все установленное электрооборудование.
ЩСН - Щит собственных нужд. Предназначен, как правило, для распределения электроэнергии на СН ДГУ и контейнера.
ДУ - Дистанционное управление.
ПДУ - Пульт дистанционного управления. Это может быть как «аппаратный» пульт с лампами и тумблерами, так и специализированное программное обеспечение, предоставляющее доступ к удаленному управлению панелью управления дизель-генератора.
ГСМ - Горюче-смазочные материалы – моторное масло, дизельное топливо.
Аренда ДГУ - Использование в электроустановке дизель-генераторов, не состоящих на балансе собственника электроустановки. Могут применяться и как основной источник питания, и как резервный (аварийный) источник.

1.2. Область действия рекомендаций

Настоящие рекомендации обобщают инструкции по эксплуатации дизельных двигателей, генераторов переменного тока и панелей управления ДГУ различных марок и относятся к ДГУ жидкостного охлаждения контейнерного, капотного (в кожухе) и открытого исполнений. В случае разночтений и неясностей следует отдавать предпочтение документации на конкретную установку или изделие. Настоящие рекомендации предназначены для общего ознакомления с процессом эксплуатации ДГУ и не отменяют необходимости тщательного изучения и соблюдения инструкций по эксплуатации конкретных изделий, входящих в состав ДГУ.

2. Общие принципы эксплуатации ДГУ

2.1. Запуск и остановка ДГУ

Запуск и остановка ДГУ может осуществляться в ручном (с ее панели управления) и автоматическом (по команде оператора с пульта дистанционного управления) режиме.
primer pulta udalennogo upravleniya
Рисунок 1. Пример современного пульта удаленного управления
primer paneli upravleniya
Рисунок 2. Пример панели управления

2.1.1. Автоматический режим

Запуск ДГУ осуществляется на холостом ходу, то есть при отключенной (например, автоматом ДГУ) нагрузке. Запрещен запуск ДГУ с подключенными потребителями, так как это может привести как к выходу из строя двигателя, так и к порче электрооборудования потребителей. В автоматическом режиме запуск и остановка осуществляется при минимальном участии оператора – по переводу ключа ПДУ в положение «Пуск».
Примечание: для того, чтобы ПУ выполняла команды с некоторых проводных ПДУ, она должна находиться в автоматическом режиме («АВТО», «AUTO»).
Программное обеспечение удаленного доступа, как правило, позволяет запускать дизель-генератор аналогично (вплоть до мнемосхемы) ее панели управления. Следует отметить, что на резервных ДГУ из соображений надежности электроснабжения не устанавливается блокировка включения при пониженной температуре двигателя - нормальный температурный режим запуска ДГУ должен поддерживаться, согласно инструкций по эксплуатации двигателя, постоянно – температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в диапазоне 40-60 ºC. Требуемая температура обеспечивается, как правило, подогревателем охлаждающей жидкости и поддержанием в помещении ДГУ температуры воздуха не ниже 5 ºC.
  • Панель управления допустимое для данного двигателя число раз (3–5) прокрутит вал двигателя с запрограммированными интервалами на охлаждение стартера, в результате чего ДГУ должна запуститься.

  • После запуска двигатель некоторое время прогревается на оборотах холостого хода (IDLE) либо на номинальных оборотах (NOMINAL).

  • После прогрева двигатель (если разогревался на IDLE) выходит на номинальные параметры частоты и напряжения (на номинальные обороты 1500 об/мин.) на ПДУ отражается сигнал «Готовность» - внимание – только после формирования этого сигнала к ДГУ допустимо присоединять электро-приемники, несоблюдение этого правила может нанести ущерб как ДГУ, так и электро-приемникам.

Если возникла необходимость остановить ДГУ, работающий в автоматическом режиме, при помощи локальной панели управления (принудительно), следует снять с ДГУ нагрузку выключением соответствующих коммутационных аппаратов, дать ему проработать минимум 5 минут на ХХ, затем перевести панель управления в ручной режим работы и нажать кнопку "Stop". Не следует нажимать кнопку "Stop" в автоматическом режиме - в этом случае может произойти аварийная (без охлаждения) остановка ДГУ.

Остановка ДГУ в автоматическом режиме производится по команде с дистанционного пульта. В этом случае гаснет лампа «Готовность» и двигатель уходит на обороты холостого хода для охлаждения (5 минут), после чего останавливается. Лампа «Пуск ДГУ гаснет.