Логика работы щита АВР (ATS) при работе с резервной дизель-генераторной установкой
Настоящая статья написана, чтобы помочь с организацией работы автоматики ввода резерва (АВР) дизель-генератора. АВР здесь и далее – автоматический ввод резерва, также его возможно называть ATS – Automatic Transfer Switch, автоматический переключатель.
Основная задача щита АВР – обеспечить переключение источников питания для какой-то полезной нагрузки, в этой статье мы рассмотрим только те щиты АВР/ATS, которые предназначены питания нагрузки от одного ввода промышленной сети и одной не параллельной (не допускающей параллельного включения источников питания) дизельной электростанции, однофазной или трехфазной.
Обратите внимание, что аппараты токовой защиты, заземления и зануления условно не показаны. Условные обозначения на схемах:
Основное рабочее состояние АВР. Сеть в норме, нагрузка питается от сети. Дизель-генератор остановлен.
Авария сети. Автоматика отключает коммутационный аппарат сети и дает (через некоторое время задержки, как правило, единицы секунд, чтобы исключить ложные срабатывания при кратковременных перебоях) команду дизель-генератору на запуск. Нагрузка отключена.
ДЭС запускается (как правило, 20 - 40 секунд) и выходит на рабочие обороты, далее, как только формируется сигнал «ДЭС готова к приему нагрузки», автоматика АВР дает команду на включение коммутационного аппарата генератора. Нагрузка питается от работающего генератора.
При возврате параметров промышленной сети в норму автоматика АВР отрабатывает задержку «задержка при возврате сети», которая направлена на предотвращение лишних коммутаций в случае, если включение сети было кратковременным (как правило, устанавливается одна-три минуты).
На короткое время (определяемое временем погасания дуги в коммутационном аппарате по рекомендациям его производителя) автоматика АВР отключает коммутационный аппарат генератора, нагрузка обесточена.
Далее следует замыкание коммутационного аппарата сети, нагрузка включена. Автоматика продолжает удерживать дизель-генератор включенным с целью его охлаждения после работы под нагрузкой. Как правило, продолжительность этого периода составляет от трех до пяти минут. Если в это время снова произойдет отказ сети, то ДГУ примет нагрузку незамедлительно (за несколько секунд). По окончании охлаждения АВР переходит к исходному режиму «сеть в норме, нагрузка питается от сети, дизель-генератор остановлен».
Таким образом, при пропадании промышленной сети и стандартном ATS, электроприемники нагрузки дважды оказываются обесточенными – непосредственно при пропадании и при возврате сети. В случае, если такие перебои недопустимы, следует применять дополнительно либо источник бесперебойного питания, либо системы параллельной работы.
У АВР, работающих с дизель-генераторами, есть еще специфический для них режим – периодическое тестирование (проверка). Он заключается в запусках по предписанному производителем дизельного двигателя расписанию ДГУ даже в том случае, если отказов промышленной сети не происходило. Настоятельно необходимо, так как при таких запусках осуществляется не только проверка, но и прокачивается топливная и масляные системы двигателя.
Следует отметить, что рекомендуется применять автоматику АВР, которая не только поддерживает режим тестирования ДГУ (например, имеет тумблер или кнопку тестирования), но и позволяет автоматизировать тестирование по заданному расписанию и осуществлять его без участия персонала.
В арендном парке любая модель дизель-генератора от 10 кВт до 1 МВт для работы в резерве может быть дооснащена АВР любой степени автоматизации. С устройством и вариантами исполнения щитов АВР, сдаваемых в аренду, Вы можете познакомиться с статье «Выбор щита АВР».
Ниже приведена таблица рекомендованных на полный ток арендных ДГУ щитов АВР, внимание, в том случае, если ДГУ в аренду заказывается менее выделенной мощности промышленной сети, следует заказать АВР на полную мощность резервируемой сети, указывайте при заказе!