Логика работы щита АВР (ATS) при работе с резервной дизель-генераторной установкой
Настоящая статья написана, чтобы помочь с организацией работы автоматики ввода резерва (АВР) дизель-генератора. АВР здесь и далее – автоматический ввод резерва, также его возможно называть ATS – Automatic Transfer Switch, автоматический переключатель.
Основная задача щита АВР – обеспечить переключение источников питания для какой-то полезной нагрузки, в этой статье мы рассмотрим только те щиты АВР/ATS, которые предназначены питания нагрузки от одного ввода промышленной сети и одной не параллельной (не допускающей параллельного включения источников питания) дизельной электростанции, однофазной или трехфазной.
Обратите внимание, что аппараты токовой защиты, заземления и зануления условно не показаны. Условные обозначения на схемах:
Основная задача щита АВР – обеспечить переключение источников питания для какой-то полезной нагрузки, в этой статье мы рассмотрим только те щиты АВР/ATS, которые предназначены питания нагрузки от одного ввода промышленной сети и одной не параллельной (не допускающей параллельного включения источников питания) дизельной электростанции, однофазной или трехфазной.
Обратите внимание, что аппараты токовой защиты, заземления и зануления условно не показаны. Условные обозначения на схемах:
![Условные графические обозначения на схемах этой статьи.](https://static.tildacdn.com/tild6430-6664-4130-b438-626632326138/photo.png)
Основное рабочее состояние АВР. Сеть в норме, нагрузка питается от сети. Дизель-генератор остановлен.
![Схема АВР](https://static.tildacdn.com/tild6463-6533-4761-b935-656137336562/1_1.png)
Авария сети. Автоматика отключает коммутационный аппарат сети и дает (через некоторое время задержки, как правило, единицы секунд, чтобы исключить ложные срабатывания при кратковременных перебоях) команду дизель-генератору на запуск. Нагрузка отключена.
![Схема АВР](https://static.tildacdn.com/tild6131-3639-4466-a137-633733373837/2_1.png)
ДЭС запускается (как правило, 20 - 40 секунд) и выходит на рабочие обороты, далее, как только формируется сигнал «ДЭС готова к приему нагрузки», автоматика АВР дает команду на включение коммутационного аппарата генератора. Нагрузка питается от работающего генератора.
![Схема АВР](https://static.tildacdn.com/tild6365-6633-4933-a661-326562363964/3.png)
При возврате параметров промышленной сети в норму автоматика АВР отрабатывает задержку «задержка при возврате сети», которая направлена на предотвращение лишних коммутаций в случае, если включение сети было кратковременным (как правило, устанавливается одна-три минуты).
![Схема АВР](https://static.tildacdn.com/tild6331-6431-4561-a263-623862333766/4.png)
На короткое время (определяемое временем погасания дуги в коммутационном аппарате по рекомендациям его производителя) автоматика АВР отключает коммутационный аппарат генератора, нагрузка обесточена.
![Схема АВР](https://static.tildacdn.com/tild6530-6632-4631-b933-323131323036/5.png)
Далее следует замыкание коммутационного аппарата сети, нагрузка включена. Автоматика продолжает удерживать дизель-генератор включенным с целью его охлаждения после работы под нагрузкой. Как правило, продолжительность этого периода составляет от трех до пяти минут. Если в это время снова произойдет отказ сети, то ДГУ примет нагрузку незамедлительно (за несколько секунд). По окончании охлаждения АВР переходит к исходному режиму «сеть в норме, нагрузка питается от сети, дизель-генератор остановлен».
![Схема АВР](https://static.tildacdn.com/tild6661-3433-4939-b739-633335663632/6.png)
Таким образом, при пропадании промышленной сети и стандартном ATS, электроприемники нагрузки дважды оказываются обесточенными – непосредственно при пропадании и при возврате сети. В случае, если такие перебои недопустимы, следует применять дополнительно либо источник бесперебойного питания, либо системы параллельной работы.
У АВР, работающих с дизель-генераторами, есть еще специфический для них режим – периодическое тестирование (проверка). Он заключается в запусках по предписанному производителем дизельного двигателя расписанию ДГУ даже в том случае, если отказов промышленной сети не происходило. Настоятельно необходимо, так как при таких запусках осуществляется не только проверка, но и прокачивается топливная и масляные системы двигателя.
![Два варианта периодического тестирование тестирования ДГУ - на холостом ходу и под нагрузкой.](https://static.tildacdn.com/tild3534-6431-4234-b133-373762323738/_3.png)
Следует отметить, что рекомендуется применять автоматику АВР, которая не только поддерживает режим тестирования ДГУ (например, имеет тумблер или кнопку тестирования), но и позволяет автоматизировать тестирование по заданному расписанию и осуществлять его без участия персонала.
В арендном парке любая модель дизель-генератора от 10 кВт до 1 МВт для работы в резерве может быть дооснащена АВР любой степени автоматизации. С устройством и вариантами исполнения щитов АВР, сдаваемых в аренду, Вы можете познакомиться с статье «Выбор щита АВР».
Ниже приведена таблица рекомендованных на полный ток арендных ДГУ щитов АВР, внимание, в том случае, если ДГУ в аренду заказывается менее выделенной мощности промышленной сети, следует заказать АВР на полную мощность резервируемой сети, указывайте при заказе!
![Таблица](https://static.tildacdn.com/tild3133-3861-4634-a333-363561623530/_4.png)
![Таблица](https://static.tildacdn.com/tild3530-6431-4766-b966-383164376536/_5.png)